Клиника "Профи" в Москве

Лечение пришеечного кариеса

Если вы обнаружили белые пятна на эмали зуба в области десны, то скорее всего это развивается пришеечный кариес. Нельзя откладывать лечение, такая локализация расценивается как очень неблагоприятная. Шейка зуба – место, которое берет на себя большую часть жевательной нагрузки. Если кариес подточит зуб в прикорневой зоне, инфекция не только быстро перейдет в пульпит и затронет зубные нервы в каналах, шейка может просто не выдержать, истончиться и коронка отломится.

В отличие от патологии, развивающейся у фиссур – углублений жевательной поверхности – здесь процесс развития заболевания протекает гораздо интенсивнее.

Стоимость лечения пришеечного кариеса от 2 100 руб.

Пришеечный кариес

от 2100 руб.

Изображение формы

Что это такое

Локальное разрушение зубной эмали и дентина с образованием «дупла» в зубе из-за утраты минералов и ослабления тканей – суть данной патологии. Название патологического дефекта определилось благодаря локализации: зуб поражается на уровне десны, может погружаться в десневой карман, если из-за зубного камня или других факторов ткани опустились, и шейка зуба оголилась. По причинам образования, диагностике и специфике прогрессирования пришеечный кариес практически не отличается от обычного кариеса.

На начальной стадии заболевание бессимптомное, поэтому если зуб расположен неудобно для самостоятельного осмотра, увидеть начало пришеечного кариеса не удастся.

Боль говорит о том, что произошло разрушение дентина под эмалью и затронута пульпа

Причины образования пришеечного кариеса

В первую очередь стоматологи отмечают недостаточную гигиену ротовой полости. Пришеечный кариес вызывается кислотами, которые вымывают минералы из естественной защиты зуба – эмали. Источником кислот являются продукты жизнедеятельности Streptococcus mutans – бактерий, колонии которых обитают на деснах и питаются мягким отложением и остатками пищи. Особенно им нравится сахароза и фруктоза, на которые под действием ферментов слюны распадается сахар.

Если человек пренебрегает чисткой зубов и даже не утруждается прополоскать рот после приема пищи, чтобы избавиться от ее остатков в межзубном пространстве, то бактерии получают крайне благоприятную для себя среду обитания.

Второй фактор, вызывающий пришеечный кариес, – болезни десен. Зуб, защищенный тканями десны, получает качественную опору и питание. Воспалительные процессы – стоматиты, гингивиты, пародонтиты – становятся причиной ослабления и опускания десны. Образуется «карман», который больше не дает зубу требуемой опоры, более того, становится рассадником болезнетворных бактерий, ведь в в него набиваются остатки пищи, начинается процесс гниения.

Пришеечная часть зуба подвергается не только повышенной нагрузке, но и воздействию кислой среды, в результате чего и без того тонкая эмаль шейки зуба подвергается кариесу.

Третья причина образования пришеечного кариеса кроется в самом строении эмали зуба:

• На шейке защитный слой тоньше всего;
  • Если в организме не хватает минералов и запасы, находящиеся в слюне, не могут восполнить потери, происходит постепенное вымывание кальция и фтора, ткани становятся пористыми, уязвимыми.

Четвертой причиной можно назвать наследственность: ученые выяснили, что с генами от родителей мы получаем определенную степень предрасположенности к развитию кариозных патологий.

Пятая причина – бактерии, которые можно получить со слюной другого человека. Если вы любите делиться пищей и не брезгуете общими бутылками – следите за состоянием зубов особенно тщательно.

Варианты лечения врач подбирает после тщательного осмотра, исходя из стадии развития заболевания, локализации кариозных поражений и восприимчивости пациента к лекарственным препаратам.

Симптомы

Покрытый целостным панцирем эмали зуб полностью невосприимчив к раздражителям. Он исправно выполняет свою функцию, а человек ощущает себя комфортно, не обращая внимания на подробности процесса пережевывания.

• Пришеечный кариес на начальной стадии практически не сигналит о начале процесса разрушения эмали – она лишь начала терять ионы кальция и стала в отдельных местах более пористой. Вы можете начать чувствовать легкий дискомфорт при употреблении холодного или горячего.
  • На следующей стадии эмаль разрушена, но дентин еще не поражен. Зуб будет реагировать в пришеечной части резкой болью на температуру, сладкое, кислое. Характерно, что боль быстро проходит.
  • Поражение эмали и дентина приводит к острой реакции и длительным болезненным ощущениям.
  • Глубокий кариес с поражением не только дентина, но переходом воспаления на пульпу – зубной нерв, – делает боль невыносимо мучительной, непрекращающейся.

Обратиться к врачу, нужно в ближайшее время, едва вы почувствовали симптомы. Лечение будет эффективнее и дешевле на начальных стадиях. Попытки прекратить зубную боль анальгетиками лишь ухудшают ситуацию – можно не просто потерять зубы, но и получить инфекцию и нагноение не только в области десны с погружением в челюстную кость.

Диагностика заболевания

Чтобы диагностировать пришеечный кариес, доктору достаточно визуально осмотреть зуб и проверить состояние его тканей. Пришеечный участок доступен для обзора, даже если поражено межзубное пространство. Кариес на начальной стадии можно выявить, приготовив для пациента специальный окрашивающий раствор. Крепкая эмаль останется натурального оттенка, а вот места, где она стала рыхлой, сменят цвет и выявят себя. На основании диагностики подбирается лечение.

Хорошая новость: если кариес только начал проявляться, можно обойтись без расчистки бормашиной.

Лечение

Чтобы вылечить пришеечный кариес, в первую очередь зуб исследуют на степень повреждения. Лечение начального кариеса может пройти консервативно – с помощью специальных препаратов и паст. Препарировать пришеечный участок зуба придется аккуратно из-за близкого расположения тканей десны. Пришеечный кариес развивается быстро, затягивать с походом к стоматологу нельзя.

На стадии пятна

Пришеечный кариес на начальной стадии подлежит лечению реминерализующими препаратами. Зуб, где наметился кариес в виде меловых пятен, обрабатывают специальными насыщенными фтором и кальцием пастами и гелями. Пришеечный участок десны обрабатывается пастами, препятствующими воспалению и развитию пародонтита. Стоматолог почистит зубы от налета, устранит зубной камень. На данном этапе пришеечный кариес обратим, главное – провести процедуры.

На стадии поверхностного кариеса

Пришеечный кариес с повреждением эмали обязательно вычищают и пломбируют. Если глубина скола небольшая, то зуб можно реставрировать малыми средствами – композиты покрывают выемку и запечатывают, предотвращая дальнейшее разрушение. Лечение на этой стадии обойдется недорого, а кариес пришеечного участка не будет угрожать переломом зуба. Также будет рекомендована реминерализация и профессиональная чистка. Важно выявить пришеечный кариес, чтобы не допустить разрушение дентина.

На стадии среднего поражения зуба

В данном случае зуб поражен до дентина. Причина повышенной чувствительности – в близости зубного нерва. В зуб попадают частички пищи, оказывая давление на пульпу и провоцируя рост бактерий. Лечение заключается в препарировании единицы, расчищении поврежденных тканей, установке лекарственных вкладок и пломбировании. После установки пломба из композита послойно полимеризуется. Пришеечный участок с кариесом идентичен родному оттенку эмали и практически незаметен.

Глубокий пришеечный кариес

Сильно пораженный кариесом зуб в пришеечной области может в процессе надломиться или расколоться. Пришеечный кариес может поразить не только дентин, но и вызвать сильное воспаление пульпы и нервов в корнях. Скорее всего потребуется проведение депульпирования либо лечение зуба и восстановление единицы.

Фото до и после лечения

На фото пришеечного участка хорошо виден зазор, образованный кариозными полостями. Зуб выглядит неаккуратно, дефект в зоне улыбки часто встречается у курильщиков. После лечения внешний вид фронтальных зубов меняется в лучшую сторону, следов вмешательства практически не видно.

Стоматологу приходится очень постараться, место деликатное и заведомо ослабленное. Специалист должен расчистить кариозное «дупло» и аккуратно его запечатать. Возможно, после процедуры придется принять профилактические меры.

Профилактика заболевания

В клинике «Профи» зуб пациента подвергается тщательному осмотру. Помимо лечения врач назначит профилактические мероприятия, ведь ослабленные зубы рискуют получить рецидив пришеечной области – замечено, что такой кариес поражает соседние зубы со стороны межзубного соприкосновения.

Возьмите за правило хотя бы полоскать рот после приемов пищи, пользуйтесь флоссом. Приобретите домой ирригатор, в него можно заправлять составы с противовоспалительным и минерализующим эффектом.

Клиника на Кутузовском проспекте

121165, Москва, ул. Студенческая, д.35